Дело было на заре моей преподавательской деятельности. Перед занятием в автошколе директор рассказал, как прошла очередная сдача экзаменов, и акцентировал внимание, что двух курсантов завалили на одном и том же: не уступили дорогу пешеходам.
Дело было так. Курсант – за рулем, едет. Вдруг инспектор дает команду: «Останавливаемся, не сдал». На удивленный вопрос последовал ответ: «По тротуару к переходу шел пешеход, а вы не остановились».
За руль сел следующий кандидат в водители. При подъезде к пешеходному переходу он останавливается и ждет, когда пешеход вступит на проезжую часть и перейдет дорогу.
– Почему остановились?
– Так пешеход!
– Вы обязаны его пропускать?
– Конечно! Ведь, передо мной товарищ не сдал!
– И вы не сдали – на выход.
Еще раз: первого завалили, потому что он не остановился перед переходом, а второго – за то, что остановился. Недоработка преподавателя теории была налицо, и я получил знатный втык. С тех пор на вопросе проезда нерегулируемых переходов заостряю внимание.
ПДД с того времени немного поменялись, и, конечно, речь пойдет о современной трактовке правил.
Почему оба водителя не сдали тогда экзамен? Потому что они не смогли четко объяснить свои действия на дороге в соответствии с ПДД. Фактически в тот момент они продемонстрировали незнание теории.
Согласно ПДД мы обязаны уступить дорогу пешеходам:
- переходящим дорогу;
- вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.
То есть пока пешеход не пересек границу проезжей части, обязанности уступать ему дорогу не возникает.
Но пешеходы – народ безбашенный. Они свои знания об окружающем мире черпают из телевизора. И они абсолютно уверены, что водители – зло, а броситься под колеса автомобиля – доблесть. Война в Сирии и на Донбассе, наркотики и допинг в новостях перемешиваются с сюжетами про ДТП. Причем водители, как правило, алкаши, угробившие честных граждан. И когда пешеход выходит на дорогу, он ведет себя соответствующим образом.
Например, в ПДД говорится, что пешеход должен дорогу переходить, а не перебегать и не переползать. Только пешеходу с мозгами, промытыми телевизором, закон не писан. Хочу – пойду, хочу – побегу, хочу – поползу.
И потому любой пешеход не только на переходе, но и вблизи пешеходного перехода представляет опасность. В любой момент он может изобразить штурмовик ВКС, заходящий на террористов и, имитируя атаку, вылететь на переход. В ПДД данная ситуация называется «Опасность для движения», и первые действия водителя заключаются в немедленном снижении скорости – п. 10.1 ПДД.
Подъезжая к переходу и наблюдая вблизи него пешехода, водитель обязан снижать скорость, если пешеход имеет хоть какой-то шанс, перейдя на бег, успеть выскочить на переход к моменту въезда на него автомобиля.
Именно за то, что я не разъяснил курсантам разницу между остановкой для пропуска пешеходов и остановкой при возникновении опасности для движения из-за пешеходов, я и получил тогда выговор от директора.
В ситуации, описанной в начале, первый курсант должен был сказать: «Пешеход – далеко, опасности для движения нет, поэтому я продолжил движение без остановки». Второй – наоборот: «Вблизи перехода – пешеход, он представлял опасность для движения, так как, перейдя на бег, мог оказаться под колесами». И оба получили бы заветные корочки в тот же день.
Еще один коварный момент заключается в проезде переходов, расположенных перед перекрестками. При повороте налево, когда впереди идущие автомобили выехали на перекресток и остановились, пропуская встречный транспорт, ни в коем случае нельзя выезжать за ними на переход и останавливаться. За переходом образовался затор, и въезд на пешеходный переход запрещен.
Аналогично с разворотами. Разворот на перекрестке не запрещен, но если он производится по переходу, тут же звучит: «Вылезай, не сдал».
Крайне осторожно относитесь к пешеходу, который стоит на краю тротуара, в том числе спиной к проезжей части. На то, чтобы развернуться и рвануть через дорогу, ему достаточно долей секунды, которых у вас нет.
Ночью по крайней правой полосе ездить нежелательно. Если пешеход переходит дорогу, он переступает границу света и тьмы. Его появление перед автомобилем становится неожиданным. Если вы движетесь по левым полосам, то между вами и неожиданно появившимся пешеходом как минимум ширина одной полосы, то есть имеется запас по времени, чтобы среагировать.
Помните, что и по проезжей части могут двигаться пешеходы. На обочине может остановиться неисправный автомобиль, водитель которого может появиться на проезжей части. Правила предписывают ехать вне населенного пункта по возможности правее. Как видим, ночью занимать крайнее правое положение небезопасно. Берите правее только при разъезде со встречными автомобилями, если проезжая часть узкая.
Оригинал материала: http://autochel.ru/text/column/185820107755520.html
|