Когда мне впервые предложили вести теоретические занятия в автошколе, казалось, что никаких сложностей с преподаванием не будет – правила я знаю, да и опыт преподавания имеется. Но о многих подводных камнях я даже и не догадывался. Сейчас времена наступили сложные, возможно, поиск дополнительного заработка и вас приведет в автошколу. Потому решил поделиться своим опытом.
Думаю, что данная тема будет интересна большому кругу читателей, поскольку автошколы сейчас ругают все кому не лень, а что творится в них реально – мало кому известно.
Итак, для того чтобы вас приняли в автошколу преподавателем теории, вам понадобятся две «корочки»: диплом, дающий право преподавания, и свидетельство об окончании курсов повышения квалификации, подтверждающее право работы преподавателем именно в автошколе. Если у вас нет педагогического образования, то за пару месяцев через Интернет можно окончить курсы преподавателя профессионального обучения. Стоимость – не такая высокая. Курсы повышения квалификации также проходят удаленно.
В первый момент руководство автошколы будет готово закрыть глаза на отсутствие документов, но получить их все равно придется, поскольку при проверке автошколы Министерством образования, ГАИ или прокуратурой копии данных документов от руководства потребуют. Здесь – первый подводный камень.
Когда вам назначат дату первого занятия с новой группой, тут же задайте два вопроса: когда начнется вождение и на какое число назначен внутренний экзамен. До начала вождения курсанты обязаны знать ПДД. А к внутреннему экзамену вы обязаны изучить с группой весь оставшийся материал.
Знать ПДД в полном объеме к началу вождения, с одной стороны, нужно, с другой – учебная езда запрещена на скоростных дорогах и во дворах, а заниматься буксировкой, перевозкой грузов и пассажиров курсанту никто не позволит. Соответствующие главы правил оставляйте «на закуску».
Отсюда, кстати, и происходят сроки обучения в автошколе – меньше 2,5 месяцев никак не получается. Ускорение обучения возможно только, если вождение начинается одновременно с изучением теории, но такие действия противоречат п. 21.2 ПДД.
Правильно спланировать занятия – это второй подводный камень. Хотя со временем о планировании вы вообще перестанете задумываться.
Основных учебников в автошколе два: «Билеты» и «Тематические задачи». «Билеты» содержат 40 билетов по 20 вопросов – итого 800 вопросов. «Тематические задачи» – это те же самые 800 вопросов, но разбитые по темам. Всего 28 тем.
Первые 24 темы охватывают ПДД в полном объеме. Подчеркиваю – в полном. Ругая автошколы, в их адрес выдвигают обвинение, что курсантов в автошколах натаскивают на экзамены. Ничего плохого в этом нет. Билеты устроены очень разумно, они охватывают если не 100% пунктов ПДД, то уж 99% – точно. И если тупо заставить курсанта заучить билеты, то ПДД он будет знать.
Возникает естественный вопрос, а зачем тогда нужен преподаватель? В ПДД заложена обычная человеческая логика. И обязанность преподавателя – донести ее до слушателей. Например, все сигналы регулировщика можно запомнить одной фразой «Из рукава в рукав и правее». Ссылка.
Оптимально, на мой взгляд, сначала рассказать курсантам запланированный на занятие раздел ПДД, а затем прорешать соответствующие вопросы из «Тематических задач». Теория и практика в одном флаконе. Понимая логику ПДД, курсанты и лучше сдают экзамен, и лучше разбираются, как вести себя на дороге, когда начинают ездить самостоятельно.
Оставшиеся 4 темы для преподавания самые трудные, к ним как раз преподаватели-новички и не готовы. И ваших знаний ПДД для их освещения не хватит. Речь идет о темах:
- Неисправности.
- Основы безопасности дорожного движения.
- Оказание первой помощи.
- Ответственность водителя (административная, уголовная, гражданская).
Мне доводилось разговаривать со многими преподавателями, и на вопрос, как они преподают данные темы, некоторые мне отвечали:
– Неисправности – еще более-менее, а остальные – никак.
– Что значит «никак»?
– Да я и сам там ничего толком не понимаю, говорю, чтобы запоминали и все.
Подобный подход недопустим. Курсанты должны понимать, о чем идет речь. Здесь – третий подводный камень. Сбор необходимой информации для преподавания данных тем займет много времени. Но поверьте, когда вы будете рассказывать курсантам сложные темы простым языком, вы будете получать истинное удовольствие, видя понимание в их глазах.
Другими словами, вы всегда должны быть готовы ответить на вопрос «Почему?».
Например, при неисправности предусмотренного конструкцией транспортного средства противоугонного устройства эксплуатация запрещается. Почему? Потому что водитель не в состоянии выполнить требования п. 12.8 ПДД, который предписывает ему, покидая автомобиль, принять все меры против угона.
Вопросы из 26 темы я описывал здесь, на сайте. Например, оптические иллюзии, коэффициент сцепления, центробежная сила, безопасная дистанция и т.д.
Преподавание медицинских вопросов – не ваша забота, хотя и в них заложена обычная логика. Например, пострадавший без сознания должен лежать на боку. Почему? Если он перевернется на спину – западет корень языка и человек задохнется. Перевернется на живот – начнет вдыхать в легкие мусор с земли. Чтобы он не перевернулся на спину, ноги сгибают в коленях – центр тяжести смещается вперед. А чтобы не перевернулся на живот, верхнюю руку подкладывают под голову.
Ответственность водителя лучше пояснять, демонстрируя видеоролики. Например, водитель полностью освобождается от возмещения вреда, нанесенного пешеходу, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Я кручу два ролика: ссылка 1 и ссылка 2. Второй ролик 18+.
Четвертый подводный камень – «Примерные программы» для автошкол. Для вас выполнение требований программ – закон. Если при проверке автошколы вас уличат, что вы требования «Программ» не выполняете, то руководство получит жесткое предписание, и проверки продолжатся.
Самое главное запомните, что «Примерные программы» прекрасно соотносятся с «Билетами» и «Тематическими задачами». Например, первая часть лекций по 26 теме из «Тематических задач» охватывает следующие разделы «Примерных программ»:
- Сложные метеоусловия.
- Движение в темное время суток.
- Способы торможения, тормозной и остановочный путь.
- Безопасное прохождение поворотов.
- Силы, действующие на транспортное средство.
И в билетах вопросы по данным темам есть. То есть, изучая билеты, вы автоматически большую часть требований «Примерных программ» выполните.
Но «Программы» содержат большое количество тем для изучения, которые не нужны ни для экзаменов, ни по жизни. Например, «Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом». Как и когда их преподавать – дело исключительно ваше. Однако конспект по данным разделам все равно надо иметь.
Свой конспект лекций я создавал 8 лет. Сейчас это 134 страницы текста формата А4 и 1617 слайдов в презентациях по всем разделам «Тематических задач» и «Примерных программ». Количество слайдов было больше 1700, но более сотни я выбросил – излишняя информация перед экзаменами опасна. Незачем голову курсантам забивать.
ГАИ при проверке нашей и соседних автошкол данные презентации были представлены вместо плакатов. Проверяющего они полностью устроили. Остается пожелать, чтобы и у вас были наработки, которые полностью устроят и курсантов, и дирекцию, и проверяющих. Как это выглядит? Приезжайте, смотрите.
И, пожалуй, главное. Как самому оценить свою работу в автошколе? Если вы не боитесь своим ученикам по окончании курсов сказать «До встречи на дорогах!» – считайте, что со своей задачей вы справились.
Оригинал материала: http://autochel.ru/text/column/135117440012288.html
|