Для начала цитата из «Справочника по безопасности дорожного движения» под редакцией профессора В. В. Сильянова: «Влияние детского сиденья для фиксации ребенка в автомобиле совместно с ремнями безопасности больше всего изучено для возрастной группы до четырех лет. Для детей этой возрастной группы правильное использование детского кресла уменьшает риск травматизма на 50% для кресла, повернутого вперед, и около 80% для кресла, повернутого назад. Крепление детей возрастом до четырех лет ремнем безопасности снижает вероятность травматизма на 30%, т.е. немного меньше, чем достигается при фиксации ребенка с детским креслом. У детей возрастом от пяти до девяти лет детские кресла снижают вероятность увечья на 50%, при том, что ремни безопасности ее снижают только на 20%. Дети старше 10 лет могут во всех случаях использовать обычные ремни безопасности автомобиля, что снижает вероятность травматизма при ДТП на 45%».
Таким образом, применение детских кресел однозначно снижает вероятность увечий.
Теперь ложка дегтя. В России вопрос о применении детских кресел, это, в первую очередь, вопрос популизма и вопрос денег. И вот почему.
Решение об обязательном применении детского кресла при перевозке детей было принято 14 декабря 2005 года, когда в ПДД были внесены соответствующие поправки. Опубликовали поправки через полмесяца – 27 декабря. Интересно, что дата вступления в силу – 1 января 2006 года. Итого, у водителей оставалось четыре дня, чтобы, во-первых, разобраться, что такое детское удерживающее устройство, а, во-вторых, где-то его найти и купить. В общей сложности за четыре дня в Российской Федерации откуда не возьмись должно было появиться в продаже несколько миллионов детских кресел.
Подобное введение обязательности детского кресла мне напоминает анекдот про Вовочку, где он к Новому году предложил нарисовать на потолке в классе красную полосу. Скорей всего, в центральном аппарате ГАИ зашел разговор, что надо хоть как-то продемонстрировать свою заботу о безопасности, кто-то из подчиненных ляпнул про детские кресла, руководству идея понравилось, и ее толкнули в массы. А реализация идей – это уже чья-то другая забота.
«Жили-были мыши и все их обижали. Как-то пошли они к мудрому филину и говорят: «Мудрый филин, помоги советом. Все нас обижают, коты разные, совы. Что нам делать?» Филин подумал и говорит: «А вы станьте ежиками. У ежиков иголки, их никто не обижает». Мыши обрадовались и побежали домой. Но по дороге одна мышка сказала: «Как же мы станем ежиками?» – и все побежали обратно, чтобы задать этот вопрос мудрому филину. Прибежав, они спросили: «Мудрый филин, а как же мы станем ежиками?» И ответил филин: «Ребята, вы меня ерундой не грузите. Я стратегией занимаюсь». (Притча взята с Anekdot.ru).
Реализация идеи буксует до сих пор. ГАИ, ни капли не стесняясь, говорит о том, что огромная масса детских удерживающих устройств небезопасна. Навязывая, в общем-то, правильные требования о применении детских кресел, государство не заботится о качестве этих устройств. Представьте, что борьба с алкоголизмом продекларирована, но вместо действенных мер государство станет выпускать памятки типа: в ларьках водку не покупайте – паленая, отравитесь, самогон лучше не гнать – в данном продукте большой процент ацетона и так далее. А с детскими креслами проводится именно такая политика.
Причем 1 января 2006 года прошло уже 8,5 лет. Десять раз уже можно было порядок навести. Но мошенникам и аферистам, которые под шумок «толкают» водителям некачественный товар, до сих пор дается зеленый свет: «Торгуйте, обманывайте, дерите деньги с водителей. Безопасность детей – это их забота, а не государства».
Нормативная база по детским креслам плачевна. К 1 января 2007 года на русский язык перевели европейский стандарт ECE R 44.03, присвоили ему номер ГОСТ 41.44–2005 и с тех пор успокоились. В Европе следующий стандарт ECE R 44.04 – уже пройденный этап, и этим летом детские кресла начали испытывать по стандарту ECE R 129.
Основные отличия стандартов – в способах крепления детских кресел. Так, ECE R 44.04, в отличие от ECE R 44.03, требует обязательного наличия крепления ISOFIX. Кстати, это крепление противоречит ПДД, которые требуют пристегивать ребенка именно ремнями безопасности самого автомобиля. Защелкнуть кресло в ISOFIX, а ребенка закрепить ремнями от кресла – это против ПДД!
Вы наверняка слышали такое слово как «бустер». В нашем ГОСТе такого слова нет – оно переведено на русский язык и означает «подушка». В ГОСТе написано, что подушка вместе с ремнем безопасности автомобиля образует детское удерживающее устройство. Теоретически, берете дома подушку, бросаете на сидение, сажаете сверху ребенка и пристегиваете ремнем безопасности. Требования и ПДД, и ГОСТа выполнены. Но попробуйте обсудить данный вопрос с инспектором или с судьей районного и областного суда. Читать буквально, прямо и просто ГОСТы и ПДД у нас умеют разве что в Верховном Суде, – Постановление ВС от 30.06.2014 г. № 44-АД14-3.
Требования к перевозке детей в школьных автобусах вообще повергают в уныние. В п. 1.16.3.12 «Технического регламента» сказано: «Сиденья должны быть оборудованы удерживающими устройствами для детей, которые представляют совокупность поясного ремня безопасности и устройств регулирования и крепления». Использование поясного двухточечного ремня в случае ДТП или резкого торможения влечет травмы внутренних органов!
Согласно ГОСТ P 41.16–2005 (п.Ф.1.1.) максимальный рост ребенка для устройства – 1,5 м, и, согласно ГОСТ 41.44–2005, максимальный вес – 36 кг. Если рост или вес ребенка больше, то детских удерживающих устройств для него в природе не существует.
Что делать, если вес ребенка уже больше 36 кг, а рост более 1,5 м, а 12 лет ему нет? Бросайте на сиденье хотя бы свою кофту, чтобы формально выполнить требования п. 22.9 ПДД. Она вполне сойдет за «иные средства», которые позволяют пристегнуть ребенка ремнями безопасности.
Как же все-таки выбрать детское кресло?
Во-первых, настройте себя, что детское кресло – это дорого. Барахло, которое вы купите за 2-4 тысячи рублей, устроит только инспектора. В случае не то, чтобы ДТП, а резкого торможения, воздействие такого кресла на ребенка непредсказуемо.
Тут можно и нужно вспомнить, что голова у ребенка – тяжелая, а шея – слабая. При резком замедлении, шейные позвонки не выдерживают нагрузки. Потому, чем младше ребенок, тем желательнее покупать кресло с максимальной защитой головы. И именно защита головы диктует требования закреплять кресла задом на перед для детей до четырех лет.
Во-вторых, покупайте кресло только в заводской упаковке.
В-третьих, берите импортное кресло с подобной табличкой, которая будет видна через полиэтилен. Как видим, здесь упомянут стандарт. В остальном разобраться не сложно. Сверху – название кресла, далее тип системы – универсальная, для детей 9-18 кг, с Y-образными ремнями. E1 – производитель Германия. Ниже заводской номер.
На табличке могут быть и иные данные: штрихкод, производитель и т.д.
Если решитесь покупать кресло, произведенное в России, то еще раз напоминаю, что в РФ действует ГОСТ 41.44–2005. Вместо него на табличке мошенники могут указать ГОСТ на мягкую или детскую мебель, на мягкие игрушки и т.д. Будьте внимательны.
В-четвертых, кресло покупайте в специализированных магазинах. Не берите кресло с рук!
В-пятых, после покупки дойдите вместе с продавцом до вашего автомобиля, и пусть он вам покажет, как правильно кресло устанавливается. Если вы его ставите на переднее сидение, то сдвигайте сидение назад до упора и не забудьте отключить подушку безопасности переднего пассажира.
В-шестых. О чем все поголовно забывают и не знают. Разговор о ткани, с которой будет контактировать спина вашего ребенка. Летом, если спина плотно пристегнутого к креслу ребенка вспотеет, а потом он выбежит на улицу, то поездка на выходные на природу может закончиться уже в пятницу вечером. Обратите внимание на этот момент. Хотя, с другой стороны, достаточно взять ребенку сменную футболку.
Безопасность ребенка – в голове у водителя, а не в детском кресле. Кресло – не панацея. Аккуратность за рулем, когда в салоне ребенок, вот о чем нужно думать в первую очередь.
|