Поводом для написания данной статьи послужили поправки в п.12.2 ПДД, которые вступили в силу с 15 апреля 2015 года. Сравните со старой редакцией.
Смысл поправок: на местном уширении проезжей части ставить автомобили на стоянку теперь разрешается только параллельно краю проезжей части. Под углом ставить машины разрешается только при наличии соответствующих знаков.
Что получается? Вы приехали в свой любимый магазинчик, перед которым есть стоянка, примыкающая к дороге, знаков никаких нет, и теперь на ней автомобили можно ставить только параллельно краю проезжей части? Да это издевательство! Туда поперек войдут 5 машин, а повдоль – две. У соседнего магазина на стояночке еще и деревья растут, туда повдоль и не заехать.
Стоп! Вы много видели проезжих частей с деревьями? Значит, здесь речь идет о стоянке как о прилегающей территории.
Где проходит грань между местным уширением проезжей части и прилегающей территорией?
Начнем с азов. Дорога – достаточно сложное инженерное сооружение. Выделю два ключевых момента. Во-первых, дорога должна выдерживать вес большегрузов во время их движения. Во-вторых, замерзающая и оттаивающая вода, находящаяся как в самом слое асфальта, так и попадающая под него, приводит к его разрушению. Отводу воды уделяется большое внимание. Потому вне населенных пунктов справа и слева от дороги обязательно располагают кюветы или иные водоотводные сооружения. В населенных пунктах используют ливневую канализацию, которую располагают под дорогой.
Как следствие, дорога – удовольствие дорогое. И в свое время, экономя средства, понастроили дорог, без расчета на будущее увеличение количества и веса автомобилей. Потому, например, ширины края проезжей части, который немного залезает на обочину и правильно называется «краевая полоса», уже недостаточно для защиты кромки проезжей части от разрушения.
Что предлагают в этом случае нормативные документы? «Краевые полосы можно создавать путем соответствующего уширения проезжей части и нанесения сплошной линии разметки вдоль кромки».
То есть уширением проезжей части создают обочину, которая проезжей частью не является, и уширение проезжей части, которое перестает быть собственно проезжей частью, – нормальное явление.
А что там у нас в документах на счет элемента дороги, предназначенного для стоянки?
«Стояночная полоса – укрепленная часть поверхности земляного полотна, предназначенная для остановки и стоянки на ней транспортных средств, обозначенная специальными дорожными знаками».
Обратите внимание: стояночная полоса – элемент дороги, расположенная на одном полотне с дорогой, том самом очень дорогом удовольствии, с которого отводят воду, и по которому ездят большегрузы. Это – не прилегающая территория.
Понимаю, для ГАИ или судей мои рассуждения – пустой звук. Им нужно пальцем ткнуть в какой-нибудь нормативный документ, где прямо написано про разницу между уширениями и прилегающими территориями. Нет проблем: «Площадки для остановки и стоянки автомобилей» – оборудованные площадки или уширения проезжей части для остановок и кратковременных стоянок автомобилей у объектов дорожного сервиса, историко-архитектурных комплексов и других привлекательных для участников дорожного движения мест с систематической остановкой автомобилей», – п.3.22 ГОСТ Р 52765-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация».
Вот и пришли к заключению. Уширение проезжей части для стоянки автомобилей хоть под названием «Стояночная полоса», хоть под названием «Площадки для остановки и стоянки автомобилей» – это часть дороги. Туда же можно отнести и «Дополнительные полосы», которые могут использоваться под стоянки. И в документации на дорогу (проектной или эксплуатационной) уширение будет отображено.
Как визуально уширения и прилегающие территории отличить друг от друга? Прочитайте еще раз определение стояночной полосы внимательно. Знак «Парковка (парковочное место)» – обязателен. Нет знака – прилегающая территория.
Если знак имеется, смотрите, как он расположен. Чтобы снять все вопросы, привожу рисунок, как организуются стоянки на дополнительных или стояночных полосах.
|