Суббота, 27.04.2024, 13:18
Панченко Ю.А.©
Водитель-инспектор. Разговор на равных.
Юридическая грамотность автомобилистов. 2013-2018
Наставление по общению с ДПС. 2006-2012
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Календарь новостей
«  Июнь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Друзья сайта
Главная » 2015 » Июнь » 21 » Провал реформы автошкол
Провал реформы автошкол
12:10

Во второй половине мая 2015 года автошколы Челябинска снизили стоимость обучения с 30 до 20 тыс. руб. Реформа автошкол провалилась.

Об отношении к новым программам обучения я высказывался полтора года назад. И своего мнения о «точке 5» не поменял. Пришло время подвести итоги работы автошкол по новым программам.

До 2003 года жизнь автошкол текла неспешной чередой. Приходили новички, преподаватели тыкали указкой в плакаты, натаскивали учеников по билетам к сдаче экзаменов, инструкторы катали кандидатов в водители по 30 часов, вне стен школы ученики тренировались на своих авто, и через пару месяцев новоиспеченный водитель сдавал экзамен в ГАИ, причем с вероятностью 60% – с первого раза.

В общем, довольны были все.

Но мирная жизнь рухнула с приходом закона «Об ОСАГО». Мощное лобби продавило не только никому не понятный драконовский закон под благими предлогами, но и драконовские тарифы. Но этого показалось мало.

На свет был вытащен миф о том, что новички на дорогах – основной источник ДТП.

Для новичков установили коэффициент 2, то есть с них за полис требуют сумму в два раза большую, чем с «бывалых» водителей. Из чего можно сделать вывод, что они должны попадать в ДТП в два раза чаще или тяжесть последствий аварий должна быть в два раза выше, чем у водителей со стажем. Но такой статистики нет!

Каковы последствия взятого страховыми компаниями курса?

Началась «промывка мозгов» через СМИ: «Автошколы выпускают из своих стен не водителей, а убийц!» Общественники ринулись к руководству ГАИ: «Вы плохо принимаете экзамены!» Была дана команда «Фас!» – и процент сдачи выпускниками автошкол экзаменов покатился вниз – всего за год до 51%. Падение застопорилось на 35%, когда инспекторы сообразили, что «заваленные» ими кандидаты в водители приходят во второй, в третий раз. То есть, предъявив к экзаменуемым повышенные требования, работники ГАИ бесплатно увеличили себе работу – ни зарплаты, ни штатов им не прибавили. В общем, обошлись с инспекторами не очень хорошо. Они стали первыми пострадавшими от реформы.

И тут началась вторая часть «Марлезонского балета». Раз страховым можно безнаказанно залазить в карманы начинающих водителей и управлять государственными структурами через СМИ, значит можно и всем. Дурной пример заразителен. «И понеслась душа в рай». Вот она где зарыта глубинная причина реформы автошкол. Все остальное – прикрытие.

Попробуйте зайти в книжный магазин и попросить билеты для сдачи экзаменов в ГАИ. Вам продадут, но «Билеты с комментариями». Без комментариев билеты издательства не печатают. «Краткость – сестра таланта и падчерица гонорара». Без комментариев билеты либо с другими картинками, или вообще не совпадают с официальными, но кому они нужны?

Но это были еще цветочки.

Отправной точкой нынешней обдираловки курсантов можно считать статью в рупоре государственной власти России – «Российской газете». Солидное издание «выдало на гора» мнение анонимного руководителя автокомбината по подготовке водителей, что обучение в автошколе должно стоить не менее 26 тыс. Если с курсантов берут меньшие деньги, то в процессе обучения в автошколе что-то нечисто. Испуганные директоры автошкол немедленно подняли стоимость обучения.

Мнение анонима произвело столь мощное воздействие, что через 10 дней стало ключевым в позиции целого министра.

Но тонкость ситуации в том, что в условиях рынка цена товара составляет столько, сколько за него готов платить покупатель. Однако править бал в формировании цены обучения начала себестоимость. Вывод из классически проведенной в «Российской газете» агитационной кампании напрашивается сам собой: увеличивая себестоимость обучения, с курсантов можно брать больше денег.

Публикаций на данную тему в РГ было много, если интересно, можете найти самостоятельно. Главная цель была достигнута: для СМИ всех уровней мнение РГ де-факто является мнением власти. Остается только повторять, что в ней написано. Для чиновников всех уровней мнение РГ – это указание к действию.

А Министерству образования только дай волю. И в 2014 году вступили в силу новые программы, смысл которых под флагом борьбы за безопасность дорожного движения сводился к одному: материальная база автошкол недостаточно развита. И автошколам пришлось существенно потратиться. Например, если площадь автодрома составляла 0,23 га, то качественным обучение назвать нельзя. Но если прирезать к автодрому лишнюю сотку, то при 0,24 га обучение становится качественным. Чушь? Конечно! Но платят за подобные выкрутасы в конечном итоге курсанты.

Пришлось автошколам закупать медиапроекторы, плакаты, книги и т.д. и т.п. Итого цена обучения в Челябинске скакнула за 2 года с 13 до 30 тыс.

Однако большинству крупных автошкол не понадобились вообще никакие затраты. И автодромы были, и оборудование в классах. Но плату за обучение подняли все. Казалось бы, цель анонима-автокомбинатчика достигнута. Да еще подфартило, что часть липовых автошкол закрылась. Можно бежать за лопатами, подставляя широкий карман.

Но неожиданно для всех доходы автошкол упали и упали существенно. И причиной стала именно стоимость обучения.

Во-первых, из классов ушли милые моему сердцу бабушки. Когда в семье есть автомобиль и садовый участок за городом, а мужчина в силу возраста и заболеваний не в состоянии садиться за руль старенького автомобиля, то на помощь приходила верная спутница жизни. Бабушки шли учиться в автошколы, учились очень прилежно и сдавали экзамены хорошо. Но на фоне стоимости ОСАГО для начинающих от 16 тыс. руб. да плюс обучение от 30 тыс. для челябинских пенсионерок траты на получение водительского удостоверения стали неподъемными.

Исчезли из классов и люди, которые шли обучаться «на всякий случай», пока время есть. Например, когда женщина сидит в декрете, ребенку перевалило за 1,5 года, то появляется свободное время. Почему бы не потратить его на обучение? Компании молодых мам, перезнакомившихся в детской консультации и толпой приходивших учиться, остались в прошлом.

Классы опустели. И рынок взял свое. Наконец-то до истинных инициаторов реформ – анонимов и министров – стало доходить, что лучше обучить 20 человек по 20 тыс. руб., чем 10 человек по 30 тыс.

Какой был смысл затевать реформы, если все вернулось на круги своя?

Реформы велись под флагом борьбы за «Безопасность дорожного движения». Но тогда и экзамены в ГАИ нужно изменить, чтобы курсанты учили не только билеты и фигуры на автодроме, но обращались ко всем областям знаний. А сейчас на горизонте маячит новый регламент по приемке экзаменов по старым билетам, где, например, за неправильные ответы будут давать дополнительные вопросы. Но тогда главной задачей преподавателя теории становится натаскивание на билеты?! Да вы хоть трижды правильные программы напишите, но если экзамен принимается точно так же, как в 2003 году, с небольшими чисто формальными изменениями, то считайте, что за 12 лет ничего, кроме стоимости, в обучении не поменялось. И падение стоимости обучения – яркое тому подтверждение.

Экономика любого предприятия – головная боль руководства. Рынок диктует цену товара, хочешь удержаться на плаву – снижай себестоимость как хочешь. «Начальник транспортного цеха: Товарищи водители... Наш цех хронически отставал, теперь он хронически обгоняет и задолго до конца встретил Новый год. Водители Ларионов и Кутько, используя один двигатель на две бортовые машины, взялись обслуживать максимальное количество потребителей с одного штуцера прямо в гараже, чтоб напрасно не возить по магазинам... С одной заправки Ларионов и Кутько выезжают с утра на линию и возвращаются в гараж поздно днем, где и ночуют, не заходя домой уже второй месяц, обтирая самосвал ветошью из своих одежд», – «Собрание на ликеро-водочном заводе», М. Жванецкий.

Глобальные расчеты экономических последствий неразумной реформы автошкол не сделал никто, и эффект сказался, например, на падении рынка продаж автомобилей. Покупка автомобилей в России идет по цепочке. Небогатые покупают себе подержанные автомобили, у кого средств побольше, покупают малоподержанные, у кого еще больше денег – новые.

Эту цепочку рубанули под корень. В прошлом году отмечен рекорд по количеству новоиспеченных водителей, и рынок автомобилей, несмотря на кризис, показывал успехи. По моим прикидкам, в этом году в России не досчитаются от 0,5 до 1 млн новых водителей. Люди с небольшим заработком просто перестали идти обучаться, перестали покупать подержанные автомобили в нижнем ценовом диапазоне. В этом свете реформа автошкол начинает попахивать очень тухлым запашком: «А где маржа???» (В. В. Путин)

Автомобильная индустрия – это сотни тысяч рабочих мест. Но когда видишь, как Министерство промышленности и торговли из кожи вон лезет, чтобы сохранить продажи, вводя, например, программу утилизации, а Министерство образования под благовидным предлогом вставляет им палки в колеса, то начинаешь понимать, что «психологический признак кризиса государственности – это когда средний гражданин страны чувствует себя умней правительства». (Ф. Искандер)

И совсем некстати можно вспомнить про инфляцию, которая по своей сути не что иное, как увеличение цены. Необоснованный скачок стоимости обучения в автошколах России внес свой вклад в общий уровень инфляции. Пускай он измеряется долями процента, но во время кризиса и они имеют значение. Вдогонку можно напомнить, что дурной пример заразителен: если автошколам можно цену поднимать, значит и всем можно.

Пострадал и коллектив авторов комментариев к билетам. Без этих книг к экзамену курсант подготовиться не в состоянии. А раз количество курсантов уменьшилось, следовательно, уменьшился и гонорар коллектива авторов. Вот уж кто анонима может «отблагодарить» на всю катушку.

Чтоб понять, как исправить ситуацию, возвращаюсь к тому, с чего начал. Обучение в автошколах должно идти по двухуровневой системе. На первом этапе – до «точки 5», где главная задача – подготовка водителя к самостоятельному вождению и ничего лишнего. И только на втором этапе через два-три года впихивать в голову водителя все остальное, что предусмотрено новыми программами, например организацию работы транспортных предприятий.



Оригинал материала: http://autochel.ru/text/column/43776316002304.html
Просмотров: 695 | Добавил: joy | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz