http://autochel.ru/text/column/746234.html
Скорость,
с которой обязан двигаться водитель, должна обеспечивать ему
возможность постоянного контроля за движением. Глупо требовать от
новичков, которые впервые садятся за руль, немедленно начинать ездить с
максимально разрешенной скоростью по городу 60 км/ч и за городом – 90
км/ч. Их внимание полностью поглощено управлением автомобилем.
Тренируясь, они постепенно доводят свои действия до автоматизма, и уже к
окончанию автошколы уверенно ездят со скоростью порядка 40 км/ч. Движение
с меньшей скоростью не приветствуется – это говорит о слабой
подготовке. Движение с большей скоростью крайне нежелательно.
Представьте себе, что вы пришли к стоматологу лечить зуб, а он с
абсолютно счастливым выражением лица вещает, что вы у него первый
клиент, которого он будет лечить полностью самостоятельно. Как вам
ситуация? А инструкторы автошкол и инспекторы ГАИ каждый день
оказываются в подобной обстановке. И они чувствуют себя крайне неуютно,
когда водитель, отъездивший за свою жизнь всего 50 часов, едет быстрее
40 км/ч. Кстати, скорость 40 км/ч – это порог, когда при наезде на пешехода в большинстве случаев пешеход остается жив. По
перечисленным причинам, данная скорость с давних времен установлена как
оптимальная для обучения, сдачи экзамена и начала самостоятельного
вождения. Как следствие, первое, с чем встречаются выпускники автошколы,
– это неумение двигаться со скоростью потока. Казалось
бы, давайте увеличим количество часов вождения, и пусть ученики ездят
под присмотром инструктора, пока не научаться двигаться с нормальной
скоростью. Увы. Зарубежный опыт подсказывает, что чем дольше новичок
тренируется с инструктором, тем чаще он попадает в ДТП. И наоборот, чем
больше он ездит самостоятельно, тем неприятности случаются с ним реже. Рисунок взят из книги Рунэ Эльвик, Аннэ Боргер Мюсен, Трулс Ваа. Справочник по безопасности дорожного движения Пер. с норв. Под редакцией проф. В.В.Сильянова. М.: МАДИ(ГТУ), 2001. 754с. Любой
«опытный водитель» знает, что за превышение скорости до 20 км/ч штраф в
настоящее время не полагается, а потому по городу можно гнать под 80
км/ч. На этом фоне автомобиль, движущийся в два раза медленнее,
представляет опасность. Вот и
получается, когда по телевидению выступает какой-нибудь генерал от ГАИ и
вещает, что автошколы плохо учат, у большинства водителей со стажем
складывается абсолютно законченное впечатление в достоверности данных
слов, ведь в реальном мире они видят выпускников, которые не могут
нормально ездить. Как найти «золотую
середину»? Ее не надо искать – она давно известна. После окончания
автошколы водителю необходимо ездить каждый день. При этом или выбирать
время, когда автомобилей на дороге мало, или выбирать дороги, где
автомобили – редкость. На проблему выбора скорости движения для новичков можно взглянуть и с обратной стороны. Мозг,
сознание, фиксируя во время движения мелькание на периферии зрения,
пытается распознать предметы. Со временем данная задача решается все
проще – сознание бессознательно тренируется, и у водителя помимо его
воли развивается боковое зрение. Опытные
водители по сравнению с новичками видят и осознают гораздо большее
пространство справа и слева от дороги. Соответственно, у них больше
времени, чтобы среагировать на появление неадекватных водителей со
второстепенной дороги, выпрыгиванию пешеходов в темное время в темной
одежде из темных кустов, пикированию птиц, появлению лосей. Раз
у водителей достаточно времени, чтобы среагировать на опасность, то они
могут двигаться с большей скоростью не в ущерб безопасности. Новички
приобретут этот навык, они научаться «боковому зрению». Но для этого
необходимо проехать 30-40 тысяч километров. По сравнению с этими цифрами
увеличение часов вождения в автошколе в полтора раза в недавнем прошлом
(с 32 до 50 часов) выглядит смешно. По новым программам предполагается
увеличение часов вождения аж до 56! В
недалеком прошлом обучать вождению мог любой водитель со стажем более
трех лет на любом автомобиле. Понятно, что он выбирал дорогу или время,
где и когда автомобилей мало или вовсе нет, так как не собирался
разбивать свой автомобиль. Сам действовал аккуратно, и за учеником
следил каждую долю секунды. В результате до прихода в автошколу
кандидаты в водители накатывали не одни десяток, а то и сотен часов. Они
уже были подготовлены к тому, чтобы сесть за руль. Данную возможность
прикрыли без ссылки на статистику аварий в процессе обучения. Более
того, за попытку обучать кого-либо вождению самостоятельно, суммарный
штраф на обучаемого и обучающегося сегодня составит от 35 до 45 тысяч
рублей. Оставляю между строк, с какой целью это сделано. 30
лет назад и мне довелось сдавать экзамен на высокое звание водителя. К
нам в автошколу пришли два инспектора, раздали билеты, мы их прорешали,
сдали листочки. Тут же огласили результаты экзамена и сказали приходить
на следующий день за удостоверениями в ГАИ. На вопрос: «А вождение?» –
инспектор удивился: «Вы что, ездить не умеете?» Дорожная обстановка была
совсем иной. За последние три года
количество автомобилей на дорогах России увеличилось на треть. Новички,
которые впервые сели за руль буквально три года назад, и которым сегодня
присваивается разряд «опытный водитель», было намного легче, чем
нынешним выпускникам автошкол. Вспомните свои первые самостоятельные
выезды, и относитесь к водителям с желтым квадратом на заднем стекле
благосклонно. Доказывать превосходство над заведомо слабым – не солидно.
|