Воскресенье, 28.04.2024, 14:24
Панченко Ю.А.©
Водитель-инспектор. Разговор на равных.
Юридическая грамотность автомобилистов. 2013-2018
Наставление по общению с ДПС. 2006-2012
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Календарь новостей
«  Март 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Поиск
Друзья сайта
Главная » 2016 » Март » 13 » Как выбрать дистанцию
Как выбрать дистанцию
18:09

В номере «Российской газеты» за 2 марта 2016 года появилась статья, в которой со ссылкой на неких экспертов-анонимов утверждается, что дистанция до впереди идущего автомобиля должна равняться пути автомобиля за 3 секунды, и дается расчет:

– одна секунда необходима водителю, чтобы успеть отреагировать на ситуацию;
– вторая – для переноса ноги с педали газа на тормоз;
– третья секунда позволит не остановиться в одной точке с другим автомобилем.

К мнению экспертов, утверждающих, что на перенос ноги с педали акселератора на педаль тормоза необходима целая секунда, я бы относился весь осторожно.

Чтобы не быть голословным, откроем «Методические рекомендации по использованию в экспертной практике экспериментально-расчетных значений времени реакции водителя». Рекомендации подготовлены Ю.Б. Суворовым (ВНИИСЭ) и одобрены Научно-методическим советом по судебной автотехнической экспертизе при ВНИИСЭ МЮ СССР 20.11.1986 и введены в действие с 01.01.1988 г.

Читаем: «Моторный компонент времени реакции водителя (например, время переноса ноги с педали акселератора на педаль тормоза) включается в общее время реакции. Его величина, соответствующая 95%-му уровню обеспеченности, согласно исследованию Р.Т. Мушегяна, составляет примерно 0,25 с».

Становится понятным, что ни о какой отдельной второй секунде для переноса водителем ноги с педали подачи топлива на педаль тормоза не требуется. Да, и элементарный пересчет дает неутешительный прогноз: с разрешенной максимальной скоростью в населенном пункте 60 км/ч (16,7 м/с) безопасная дистанция, соответствующая трем секундам, – 50 метров. Интересно, насколько упадет пропускная способность дорог, если лозунг ГАИ «Даешь три секунды!» победит?

А что нам говорит наука?

Согласно упомянутым рекомендациям, в общем случае время реакции водителя уходит на то, чтобы водитель увидел опасность, осознал ее, принял решение, нервный импульс добежал от мозга до ноги, нога переместилась с педали акселератора на педаль тормоза, и свободный ход педали тормоза был бы выбран.

Именно после этих манипуляций водителя начинает реагировать «железо», то есть начинается сработка тормозов.

Условно весь остановочный путь можно представить следующей иллюстрацией.

http://z23.d.sdska.ru/2-z23-fcba1ddd-a47e-4201-aae4-bb7742b861ff.jpg
 
 

Откроем «Словарь основных терминов судебной автотехнической экспертизы» ВНИИ судебных экспертиз Министерства юстиции СССР, Москва, 1988 г.: «Безопасная дистанция (в конкретной дорожно-транспортной ситуации) – расстояние между следующими с одинаковыми скоростями в попутном направлении транспортными средствами, позволяющее водителю заднего транспортного средства предотвратить столкновение в случае внезапного торможения переднего в данной дорожно-транспортной ситуации. При этом предполагается применение водителем таких приемов управления, которые в конкретной дорожной обстановке сами по себе не должны привести к возникновению опасности для движения (например, к потере управления в результате заноса, выезду в опасном направлении). Безопасная дистанция не исключает возможность столкновения при внезапной остановке впереди идущего транспортного средства, например, наезда на препятствие».

Другими словами, если впереди идущий тормозит, пускай и экстренно, он не останавливается мгновенно, и его остановочный путь учитывается водителем заднего автомобиля при выборе безопасной дистанции.

Итак, два автомобиля движутся друг за другом. Водитель второго держит дистанцию, которой ему с запасом хватит, чтобы сначала среагировать на вспыхнувшие стоп-сигналы впередиидущего, и после нажатия на педаль тормоза выбрать зазоры в тормозных механизмах. И затем два автомобиля будут тормозить параллельно, и задний просто не успеет догнать переднего.

 
http://z26.d.sdska.ru/2-z26-fc6f2174-87ac-43b8-b2f8-9e5d7ceb1575.jpg
 

Отмечаю, что среднее время реакции для обычного водителя в обычной городской обстановке лежит в диапазоне 0,8-1,2 с.

Время сработки тормозов нового современного автомобиля составляет 0,05 с, но не все автомобили, бегающие по дорогам, новые. Приведенный диапазон 0,1-0,4 с универсален.

Таким образом, указанные максимальное время сработки тормозов (0,4 с) и время реакции водителя (1,6 с) более чем достаточны для обычных условий. И они взяты лишь для того, чтобы привести время для расчета безопасной дистанции к двум секундам. Просто человек доли секунды ощутить не может, а две секунды – запросто.

Как это работает?

Засекаете какой-нибудь ориентир (разметка, столбик, камешек, деревце, кустик), который появляется на дороге из-под впереди идущего автомобиля или сбоку от него, и отсчитываете количество секунд до момента, когда передний бампер вашего автомобиля поравняется с этим ориентиром.

Считаем не раз-два (так тяжело уловить секунды), а 221, 222. Если до 222 досчитать не успели – дистанция маленькая. Успели – дистанции достаточно.

Приведенный расчет взят из билетов ГАИ, разработанных специалистами ГИБДД.

Из всего вышесказанного я делаю вывод, что аноним, выступивший в «Российской газете», книжек по автомобильной экспертизе не читал и экзамен на получение водительского удостоверения не сдавал.

Возможно, информация взята из зарубежных исследований. Предполагаю, что для забугорных многополосных автобанов, где скорости далеко за сотню, – нормальное явление, и скорость потока в 130 км/ч не вызывает удивления, дистанция в «три секунды» будет актуальной.

Доля многополосных дорог в России не превышает 4%. За городом разрешенная максимальная скорость – 90 км/ч, или 25 м/с. Если выходить на обгон за 75 метров (25 м/с * 3 с), то дистанция «три секунды» скорей приведет к обратному эффекту – безопасность снизится.

Почему я еще против трех секунд? Потому что существует баланс между необходимостью перемещать грузы и пассажиров и безопасностью. Мы построили автомобильную цивилизацию. Без автомобиля мы существовать не можем. Управление автомобилем – это всегда потенциальный риск. Но нельзя спекулировать на безопасности, доводя ситуацию до абсурда. С потолка можно взять не только три секунды, но и пять, и десять, и затем до бесконечности мусолить тему. Ситуацию хорошо иллюстрирует афоризм «философию я не знаю, но пофилософствовать люблю».

Год назад в статье про «личное пространство» я говорил, что для соблюдения безопасной дистанции гораздо важнее осознать, кто есть водитель? Особь, охраняющая свое личное пространство, или человек, заботящийся о своей безопасности? Если вы сосредоточились на охране личного пространства, то вы, подвергая себя опасности, автоматически будете держать маленькую дистанцию до впередиидущего, чтобы в него никто не вторгся. Если вы остаетесь человеком, то дистанцию будете держать безопасную, но потеряете контроль над личным пространством. Выбирайте.

Оригинал материала: http://autochel.ru/text/column/142691673559040.html

Просмотров: 655 | Добавил: joy | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz