Среда, 13.12.2017, 08:16
Панченко Ю.А.©
Водитель-инспектор. Разговор на равных.
Юридическая грамотность автомобилистов. 2013-2016
Наставление по общению с ДПС. 2006-2012
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Календарь новостей
«  Декабрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Поиск
Друзья сайта
Главная » 2015 » Декабрь » 7 » Индикаторы алкоголя
Индикаторы алкоголя
05:54

27 ноября 2015 года на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов появился проект постановления Правительства РФ, по которому к списку из пяти общеизвестных признаков опьянения: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи;резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке, – добавляется еще один: показания технических средств индикации на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе о наличии абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе.

Предполагается закупка 24 тыс. приборов для каждого экипажа ДПС стоимостью 7 тыс. руб. за индикатор. Итого – 168 млн руб. Но лиха беда начало. Приборы будут быстро выходить из строя, а поставки за деньги из бюджета – это золотая жила.

Установка дешевых датчиков в индикаторы исключена. Дешевые датчики выходят из строя от высоких концентраций алкоголя и сигаретного дыма в выдыхаемом воздухе, они не рассчитаны на поточное применение, количество измерений между калибровками измеряется несколькими сотнями. Быстро выходя из строя, дешевые датчики перестают реагировать на алкоголь и даже самого пьяного объявляют трезвым.

Вывод напрашивается сам собой. ГАИ планирует изготовление по их заказу некоего прибора, в корпусе которого будет дорогой профессиональный датчик на алкоголь, батарейки и простейшая схема: среагировал датчик – загорелся светодиод. Основная задача – поголовная быстрая проверка водителей: выставили рубеж и всех до единого – на индикатор.

Но даже у самого дорогого датчика характеристики ухудшаются в зависимости от количества измерений. Со временем индикатор перестанет реагировать на пьяных. Следовательно, необходима калибровка. Как ее проводить? Исходя из минимизации стоимости эксплуатации, никто не собирается возить индикаторы в аккредитованные организации для калибровки. Скорей всего, к индикатору в комплекте будет идти маленькая отверточка. «Поплыли» характеристики прибора – инспектор отверточкой подкрутил чувствительность, дыхнул – работает, можно тестировать водителей. Ляпота.

Естественно, ни о каких одноразовых мундштуках речи не идет – дорого. А что это означает? Означает, что любой недовольный может плюнуть на датчик, и тот с высокой долей вероятности выйдет из строя. Что делать? Видимо, дополнять КоАП новой статьей: «Плевание на техническое средство индикации на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе наказывается штрафом в размере 7 тыс. руб.».

Остается открытым вопрос, где собираются применять индикаторы? Настоящие алкотестеры положено выдерживать при температуре измерений не менее часа, иначе доверять их показаниям нельзя. Судя по комментариям, подразумевается, что инспектор на пару с индикатором будет находиться на улице на морозе или жаре. К «сладкой парочке» выстроится очередь из спешащих водителей, и по показаниям прибора работник ГАИ будет их сортировать: подозрительных – налево, трезвых – направо. Смех да и только – насиловать профессиональное оборудование работой на морозе или жаре, пускай даже стоимостью 7 тыс. руб.

Изначально, насколько я понимаю, предполагалось использование одноразовых средств индикации, типа «трубок трезвости» или индикаторных полосок. Есть действительно очень чувствительные индикаторные полоски с копеечной стоимостью, которые реагируют на алкоголь в слюне. Причем все это добро надежно работает и в экстремальных условиях. Но усилиями безвестных героев в проекте постановления появилось слово «технические», и одноразовые средства были отвергнуты. Кто-то очень вовремя подсуетился.

Только один аспект применения индикаторов ставит меня в тупик. Почему ГАИ не пошла проторенным путем?

Вспомним «автоматический режим». Ничего, кроме этой фразы, в законодательстве нет. Даже нет расшифровки, что она означает, но камеры применяют.

То есть почесал инженер затылок – пришла мысля о приборе, рассказал директору предприятия-изготовителя – тот поддержал. Изготовили нечто, написали в инструкции «работает в автоматическом режиме» и представили в ГАИ. ГАИ приборчик берет, убеждается, что вроде бы нарушение фиксирует, пускай и не всегда правильно. Решение: штрафы выписываем всем, а кто слишком умный, пусть топает в суд и обжалует.

При этом в законодательстве нет перечисления, сколько и каким образом доказательств должно быть получено в автоматическом режиме, чтобы их количества и качества было достаточно для наказания водителя; где и как хранить доказательства; в какой момент и каким образом в автоматический режим может вмешаться человек и т.д. и т.п. Недовольные водители ринулись в суд – непорядок. Судьи отвечают: «Все нормально». Прокуратура молчит.

Прецедент создан, и приборы в автоматическом режиме закупают и применяют массово. Правда, затыкание глобальных пробелов в законодательстве судебными прецедентами запрещено Конституцией РФ (ст. 120), но это никого не волнует. В стране, где источником права является телевизор и стенды в госучреждениях, призывы к строгому следованию закону натыкаются на стену непонимания как со стороны граждан, так и со стороны власти, а ссылка на Конституцию в суде является признаком дурного тона. Хуже – только ссылки на решения ЕСПЧ. Показания прибора есть? Чего еще надо?

Возвращаемся к индикаторам. Я более чем уверен, что их применение без всякой ссылки в каких-либо нормативных актах со свистом вошло бы в практику через прецедент. Написал бы какой-нибудь судья, что инспектор только предложил дунуть на индикатор, а водитель добровольно согласился. Показания прибора есть, чего еще надо? Судья из соседнего кабинета, используя CTRL+C и CTRL+V, вынесет аналогичное решение, ссылаясь на единство судебной практики, а там лавиной и по всей России разойдется.

Для примера, инспекторы любят светить фонариком в глаза водителям после остановки. Если реакции зрачков на свет нет, то водитель – наркоман. Откройте гарант и посмотрите, что признак опьянения «отсутствие реакции зрачков на свет» с подачи ГАИ давно одобрен судами всех уровней и де-факто является признаком опьянения. Данного признака в числе приведенных в постановлении правительства нет, и что теперь? Поступать согласно Конституции и наркоманов отпускать? Дурной тон.

Лично я нашел только одно внятное объяснение, почему в ГАИ не пошли традиционным путем прецедентов. Решение о том, что индикаторы следует «протащить» через постановление правительства, принималось 11 ноября.

Кстати, даю совет руководству ГАИ и простым инспекторам, как определить пьяного бесплатно за секунды.

  1. Вежливо попросите его встать ровно, пяточки вместе и носочки вместе. Руки вытянуть перед собой, глаза закрыть. Называется эта стойка «позой Ромберга». И большинство людей в позе Ромберга после принятия даже незначительной дозы алкоголя стоять не смогут – поведет в сторону.
  2. Дополните позу Ромберга пальце-носовой пробой.
  3. Если сомнения не исчезли, то попросите встать в сложную позу Ромберга. Это когда ноги не вместе, а на одной линии, впритык одна к другой.

Выполнять или не выполнять просьбу – дело водителей. Сейчас, например, большинство водителей спокойно реагируют на просьбу открыть багажник. Инспектор за секунды производит осмотр, и водитель исчезает вдали. Не захотел водитель вставать в позу Ромберга? Не проблема – извольте пройти освидетельствование.

Подводя итог, без иронии говорить о внедрении индикаторов в практику применения сотрудниками ГАИ невозможно. А 168 млн руб. лучше раздайте 24 тысячам экипажей по 7 тыс. рублей к Новому году в качестве премии.

Оригинал материала: http://autochel.ru/text/column/107222130741248.html
Просмотров: 266 | Добавил: joy | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017 Создать бесплатный сайт с uCoz