Поведение ребенка на дороге отличается от поведения взрослых. Но прежде, чем говорить об отличиях, скажу, в чем оно совпадает.
Развитие ребенка идет по пути копирования поведения взрослых, в том числе родителей. Взрослые для ребенка – безусловный и абсолютный авторитет. Данная особенность заложена в ребенке на генетическом уровне: «Раз взрослый до сих пор жив, значит, копирование его поведения позволяет выжить и ребенку», – такова логика природы.
Мы построили автомобильную цивилизацию, и человек ставится перед выбором: или перемещаться и рисковать, или остаться дома. Человек осознано выбирает риск. Беда в том, что этот риск присутствует постоянно. Настолько постоянно, что мозг включает защитные механизмы, отодвигая предчувствие постоянной опасности на периферию сознания.
Иллюзорная безопасность автомобиля от взрослых передается ребенку с момента рождения. Приходиться признать, что дети автомобиля не боятся. Тем более, если автомобиль есть в семье, и на нем ездят по магазинам, где можно выпросить себе вкусняшек или игрушку, к бабушкам и дедушкам, где все тискают ребенка и норовят угостить. Дорога поутру в детский сад на автомобиле – развлечение…
Увидев ребенка возле дороги, знайте: он вас ни капельки не боится. Ни в детском саду, ни в школе, ни в семье ребенку не рассказали, что любая встреча с автомобилем – это боль, боль гораздо более страшная, чем при уколах или лечении зубов.
Теперь отличия поведения дошколят и младших школьников.
-
Они не умеют оценивать скорость и расстояние. У них нет опыта.
-
Зрение у них еще только развивается. Всем в детстве говорили: «Смотри под ноги!». И вы сами, став взрослыми, повторяете избитую фразу своим детям. Все до безобразия просто. Ребенок не умеет быстро переводить взгляд с близкого расстояния на дальнее и наоборот. Если ему не хватает времени, например, при беге, то здравствуй, зеленка и йод.
И далеко не факт, что ребенок, подняв голову, просто успеет сфокусировать взгляд на автомобиле, и понять, опасно вступать на проезжую часть или нет. Прибавьте сюда маленький рост, и, соответственно, ограниченное пространство, которое он может видеть.
-
Про звуковой сигнал в отношении детей забудьте. Дети не умеют определять, откуда идет звук, а испугавшись, могут рвануть в любую сторону.
-
Занятия во дворе детского садика на разметке, имитирующей пешеходный переход, – бездумная трата времени. Дети еще только учатся обобщать. Вспомните задания для младших школьников: «Что общего и какие различия в предметах на странице из учебника?»
И на этом фоне ожидать, что, пройдя обучение в детском саду на имитаторе пешеходного перехода, ребенок сможет перейти дорогу – глупость, он просто физически не сумеет определить переход по настоящим знакам и настоящей разметке. Более того, даже если научить его правильно переходить дорогу на одном переходе, то не факт, что он сможет это повторить на другом.
-
Ребенок всегда настроен на игру. Автомобиль, дорога, пешеходы для него – большие игрушки.
Таким образом, ребенок на дороге за свои действия отвечать не в состоянии. Вся ответственность за него ложится на плечи водителей. Если ребенок в непосредственной близости от дороги, снижайте скорость до минимума, и будьте готовы к остановке.
Напоминаю, что знак «Дети» – один из самых важных и на дороге дублируется обязательно. Схема соответствует ПДД.
Оригинал материала: http://autochel.ru/text/column/900845.html
|